Броневики Ижорского завода
История броневых автомобилей началась в самом начале прошлого века. Впервые проект бронеавтомобиля предложил русский изобретатель Борис Григорьевич Луцкой (1865–1926), автор первых русских грузовых автомобилей, но Артиллерийский комитет проект отклонил.
Удачной оказалась судьба проекта бронеавтомобиля, разработанного подъесаулом Сибирского казачьего полка М. А. Накашидзе. Свой проект он предложил в конце 1904 года. Проект был основан на базе французского автомобиля Charron 50CV. Его броневик был защищен 4,5-мм броней, вооружался пулеметом системы Гочкиса. Друг отца изобретателя генерал Н. П. Линевич добился от военного министерства госзаказа на 12 бронеавтомобилей. Машина оказалась настолько удачной, что сама фирма Charron, Girardot et Voigt (Шаррон, Жирардо и Вуа), производившая этот автомобиль, взялась делать такие броневики по проекту Накашидзе для русской и французской армий.
Броневик Александра Давидовича Накашидзе на базе французского автомобиля Charron 50CV
На этом вооружение русской армии бронетехникой и закончилось. Но грянула Первая мировая война…
Первый отечественный бронеавтомобиль
С началом войны возникла острая необходимость в броневиках. Организация работ по изготовлению бронеавтомобилей была поручена полковнику А. Добржанскому, который был знаком с производством бронемашин на заводах Крезо во Франции. В сжатые сроки специалистами Ижорского завода были разработаны чертежи броневика, на базе автомобиля Русско-Балтийского вагонного завода расположенного в Риге. В связи с нехваткой времени было решено отказаться от разработки пулемётных башен и расположить три пулемёта «Максим» прямо в корпусе, установив их на специальных станках разработанных полковником артиллерии А. Соколовым. Это были первые отечественные бронеавтомобили выпускавшиеся серийно, уже в первых числах октября 1914 года было изготовлено восемь бронемашин, на основе которых была сформирована 1-я автомобильная пулемётная рота.
Бронеавтомобиль «Руссо-Балт тип С», повреждённый в бою под Добржанково 12 февраля 1915 года
Производство бронемашин на Ижорском заводе
Первые бои на Восточном фронте, летом 1914 года, показали, что одного пулемётного вооружения недостаточно, поскольку война стала приобретать позиционный характер, и приходилось действовать против укрепившегося противника. Встал вопрос об оснащении бронемашин более мощным вооружением.
Из множества предложенных проектов был выбран предполагавший использование шасси 4-тонного грузового автомобиля немецкой фирмы Mannesmann-Mulag, незадолго до начала войны несколько машин этого типа было получено из Германии и в то время находящихся в хорошем техническом состоянии.
Опять же, из-за нехватки времени, инженеры пошли простым и надежным путём — ходовая часть, двигатель и трансмиссия машины изменениям вообще не подвергались, а бронированный корпус имел весьма простые формы. Полностью бронировались только моторный отсек и кабина водителя, кузов же бронемашины прикрывался невысокими броневыми бортами. В кузове на тумбовой установке за коробчатым бронещитом, стволом назад, размещалась 47-мм пушка. Кроме того, машина имела два пулемёта, один в передней части кабины, а второй в боковой амбразуре кузова, причём пулемёт мог при необходимости «перебрасываться» с одного борта на другой.
Первый «Маннесманн-Мулаг» был отправлен на фронт с Ижорского завода уже 19 октября 1914 года. А в ноябре 1914 года завод получил заказ на бронировку ещё двух «Маннесманн-Мулагов». 1-я автомобильная пулемётная рота получила эти машины в марте 1915 года. «Маннесманн-Мулаги» второго типа несколько отличались от первой машины, поскольку для их постройки использовалось более лёгкое 3-тонное шасси, использовалась 37-мм полуавтоматическая пушка Гочкисса, и был установлен только один пулемёт, размещавшийся в кабине бронеавтомобиля (амбразуры в бортах кузова исчезли).
Бронеавтомобиль «Маннесманн-Мулаг». Ноябрь 1914 года
В 1915 году на Ижорском заводе было изготовлено большое количество самых разнообразных бронеавтомобилей, иногда в единственном экземпляре. Из-за нехватки автомобильных шасси приспосабливались практически любые. Так, например в 1915 году для 1-й пулемётной роты (не следует путать с 1-й автопулемётной ротой) было изготовлено два броневика которые в документах завода проходили, как «легковые автомобили под пулемёт». Достоверно неизвестно даже на базе какого шасси они изготовлены, в одних источниках это были «Руссо-Балты», в других приводятся данные, что на машинах стоял двигатель «Гочкис». Также возможно, что использовалось шасси грузового автомобиля «Pierce-Arrow».
Бронеавтомобиль Ижорского завода. 1915 год
Бронеавтомобили Мгеброва
Большой вклад в развитие бронемашин вложил штабс-капитан В. А. Мгебров. По его проектам на Ижорском заводе было изготовлено множество броневиков самых разнообразных конструкций на самых разнообразных автомобильных шасси. Отличительной особенностью всех бронемашин Мгеброва было широкое использование так называемого рационального бронирования — установки бронелистов под значительными углами наклона, что повышало их пулестойкость.
Мгебров-Уайт» (также «Уайт» Мгеброва). Пушечно-пулемётный бронеавтомобиль, создан в 1915 году, выпущен в единственном экземпляре
«Мгебров-Рено» (также «Рено» Мгеброва), однобашенная модификация. Пулемётный бронеавтомобиль, был создан в 1915 году, выпущено 12 экземпляров в двух модификациях, с одним и двумя пулемётами «Максим»
«Мгебров-Пирс-Арроу» (В ряде источников — просто «Пирс-Арроу»). Пулемётный бронеавтомобиль, созданный на базе гоночного автомобиля американской фирмы «Pierce-Arrow». Выпущен в единственном экземпляре в 1915 году
«Мгебров-Изотта-Фраскини» (иногда просто «Изотта-Фраскини»). Пулемётный бронеавтомобиль на базе шасси грузовика итальянской фирмы Isotta-Fraschini. Построен на Ижорском заводе в 1916 году в единственном экземпляре
Броня Ижорского завода
Начало Первой мировой войны показало успешное применение бронированных автомобилей. Однако мощностей заводов России не хватало для покрытия нужд армии в транспортных машинах, не говоря уже о бронированных. Поэтому в августе 1914 года приказом Сухомлинова была образована специальная закупочная комиссия генерала Секретева, которая отбыла в Англию для закупки автомобильной техники и имущества, в том числе бронемашин.
Члены комиссии совместно с офицерами Главного военно-техническим управлением разработали тактико-технические требования к этому виду боевой техники. В частности, приобретаемые бронеавтомобили должны были иметь горизонтальное бронирование (то есть крышу), а пулеметное вооружение состоять минимум из двух пулемётов, установленных в двух вращающихся независимо друг от друга башнях. Ничего подобного в Англии не нашлось и фирма «Остин», по заказу России, в 1914 году разработала одноимённую бронемашину на шасси пассажирского автомобиля, соответствующую русским тактико-техническим требованиям. 29 сентября 1914 были заказаны 48 машин известные как бронеавтомобиль «Остин» 1-й серии. Прибытие «Остинов» в Россию позволило, начиная с 21 декабря 1914 года приступить к формированию новых пулемётных автомобильных взводов.
Однако первые же столкновения с противником выявили недостатки английских броневиков. Из-за частых поломок трансмиссии и недостаточной толщины брони (5 мм), потребовалась доработка закупленных в Англии «Остинов». Машины были отозваны с фронта и на Путиловском заводе получили новый корпус из броневых листов толщиной 8 мм производства Ижорского завода, была усилена рама, а шины колёс стали пулестойкими благодаря заполнению их специальным составом.
Переделанные бронеавтомбили «Остин» 1-й серии с пулестойкими шинами. Начало 1916 года
Многие заводы и мастерские изготавливали бронемашины собственных конструкций, но по многим причинам выпуск был мелкосерийным, а чаще бронемашины вообще выпускались в единственном экземпляре. Становилось ясно, что требуется создание собственного серийного бронеавтомобиля. Один из проектов разработанный инженерами Ижорского завода и Броневого отдела Военной автомобильной школы, был признан весьма перспективным. Однако в реализации проекта возникли проблемы. Если с изготовлением бронекорпусов и вооружения особых затруднений не возникло, то шасси для броневиков превратились для инженеров в настоящую головную боль. Очень скоро стало ясно, что большинство российских автомобилей для этой цели практически не пригодны, да и производство их было мелкосерийным. В итоге, в начале 1916 года было принято решение заказывать подходящие шасси за границей и бронировать их в России.
Одними из наиболее приемлемых вариантов были выбраны автомобили итальянской фирмы FIAT, производившиеся по лицензии в США и 21 февраля 1916 года Англо-Русский правительственный комитет в Лондоне заключил с одним из американских заводов фирмы «Фиат» контракт на постройку 90 шасси для бронеавтомобилей. В качестве базы фирма использовала одно из своих легковых шасси, FIAT 50 HP, которое, подверглось существенному усилению и доработке. В частности, на заднем мосту увеличенной прочности устанавливались двускатные колёса, использовался более мощный двигатель, монтировался второй (кормовой) пост управления. Первая партия шасси, получивших заводское обозначение «FIAT тип 55», была отправлена в Россию летом 1916 года.
Бронеавтомобиль «Фиат Ижорский» 1917 года выпуска
Летом 1916 года на Ижорском заводе были подготовлены необходимые рабочие чертежи, с учётом шасси «FIAT тип 55», и в сентябре началась постройка опытного образца. 2 декабря 1916 года новая машина совершила свой первый испытательный пробег по маршруту Колпино—Петроград.
В январе 1917 года на Ижорском заводе началось серийное производство бронеавтомобилей Фиат. Последовавшие вскоре Февральская революция и период Временного правительства сильно затормозили производство броневиков, однако не остановили его. На 4 октября 1917 года были готовы 16 бронеавтомобилей. Ещё 25 броневиков находились в стадии завершения. Несмотря на события октября 1917 года работы продолжались, и к апрелю 1918 года завод в общей сложности изготовил 47 броневиков.
29 апреля 1918 года Совет обороны заключил с Ижорским заводом договор на бронировку ещё 54 «Фиатов». К октябрю того же года завод изготовил 33 машины, но затем необходимые шасси закончились. Таким образом, общее количество выпущенных бронеавтомобилей составило 80 шт.
Активизировав с началом Первой мировой войны 1914 года закупки за рубежом различной техники, главным образом автомобилей, в числе прочего, в США было приобретено несколько полноприводных грузовых автомобилей JQ 4017 фирмы Thomas B. Jeffery Company, они были одними из первых в мире машин вездеходного типа, что обеспечивалось колёсной формулой 4?4 и наличием индивидуального тормоза на каждое колесо, и тем не менее сочетавшиеся с относительной простотой в эксплуатации и обслуживании.
Опытный экземпляр бронеавтомобиля «Джеффери-Поплавко» «Чародей» на испытаниях. На подножке бронеавтомобиля — сам В. Поплавко. 1916 год
В ноябре 1915 года первые JQ 4017 появились в распоряжении Русской Императорской армии и первым подразделением, получившим их, был 26-й автомобильно-пулемётный взвод которым командовал штабс-капитан Виктор Поплавко. Оценив технические достоинства полноприводного «американца» Поплавко приказал переоснастить и частично забронировать один JQ 4017 с тем, чтобы превратить его в своего рода «машину обеспечения» для доставки боеприпасов и топлива, мелкого ремонта поврежденных автомобилей прямо на поле боя, а при необходимости отбуксировки их, вывоза раненых. Вскоре импровизированный бронеавтомобиль был готов. Получив своеобразное имя «Чародей». Машина и успешно применялся в ходе последующих боёв.
Тогда Поплавко пошёл ещё дальше и попытался применить «Чародея» также для решения инженерных задач. Для этого на машину установили лебёдку, два троса с якорями-кошками и лёгкие разборные мостки для преодоления машиной рвов и окопов. 27 января машину испытали и довольно успешно — при помощи кошек машина успешно растаскивала в стороны рогатки и рвала колючую проволоку. Через некоторое время Поплавко ещё больше усовершенствовал своё детище, смонтировав на его носовой части своего рода бушприт из стальных уголков, благодаря которому «Чародей» мог, используя собственную ударную силу, крушить проволочные заграждения и выбивать из земли вкопанные колья. Передний нижний лист брони был переустановлен таким образом, чтобы машина «подминала» смятое препятствие под себя.
В начале 1916 года он обратился с предложением к штабу 7-й армии о массовой постройке таких бронеавтомобилей. Идея Поплавко заключалась в использовании броневиков как средства прорыва укреплённых позиций противника — десантные бронированные машины с 10 пластунами на борту, вооружёнными кинжалами, «маузерами» и ручными гранатами, выдвигаются к линиям окопов противника, отгоняя его пулемётами; подойдя к окопам, бронеавтомобили обеспечивают высадку десантников, которые, под прикрытием пулемётов броневиков, быстро «зачищают» окопы от солдат противника. За броневиками должна густой цепью следовать пехота, по которой, по замыслу Поплавко, «не будет ружейного и пулемётного огня». Генеральному штабу идея понравилась и весной 1916 года отозванный с фронта «Чародей» прошёл обширные испытания, по итогам которых 8 августа Ижорскому заводу был выдан государственный заказ на выпуск 30 бронеавтомобилей, получивших обозначение «Джеффери — Поплавко».
Правда, в отличие от проектного варианта, серийные машины не имели полноценного десантного отсека, хотя в задней части кузова в принципе можно было перевозить несколько человек. Все заказанные машины были собраны достаточно быстро и уже к концу сентября 1916 года успешно применялись на фронте. Это послужило основанием для размещения в январе 1917 года второго заказа, уже на 90 бронемашин с несколько улучшенным бронированием. Однако, из-за начавшегося в стране политического кризиса заказ выполнен не был.
Бронеавтомобиль «Джеффери-Поплавко» в составе Броневого Автомобильного Дивизиона Особого Назначения. Юго-Западный фронт, лето 1917 года
Броневики Советского периода
Во время и после Гражданской войны (1917—1922/1923), парк бронеавтомобилей постепенно ветшал, ведь большинство бронеавтомобилей производилось на базе иностранных автомобилей и просто-напросто не было запчастей. Срочно требовалось создать бронемашину на базе отечественного автомобиля. И в начале 1927 года постоянному члену Артиллерийского комитета (Арткома) Артиллерийского управления РККА А. Рожкову было поручено спроектировать бронированный автомобиль на шасси первого советского полуторатонного грузового автомобиля АМО-Ф-15. К осени 1927 года проект был готов, бронемашина получила индекс Б-27.
На Ижорском заводе был изготовлен бронекорпус и отправлен в Москву на завод АМО, где была произведена окончательная сборка и проведены всесторонние испытания Б-27. После удачных испытаний бронеавтомобиль был принят на вооружение РККА под наименованием БА-27 (бронеавтомобиль АМО образца 1927 года). Производство поручили Ижорскому заводу, шасси поставлял завод АМО. 19 декабря 1927 года Артиллерийское управление РККА заключило с Ижорским заводом договор на бронировку 54 машин БА-27 первой партии.
Весной 1930 года один бронеавтомобиль из второй партии отправили на 2й автосборочный завод «КИМ» в Москве, ведущий сборку пребывающих из Америки машинокомплектов ФОРД-АА. Бронекорпус БА-27 был переставлен на несколько модернизированное шасси ФОРД-АА, и хотя испытания показали более лучшие технические характеристики, но массовую переустановку БА-27 на шасси «Форд-АА» признали нецелесообразной, так как было начато проектирование новых типов средних бронемашин на трёхосном шасси «Форд-Тимкен».
Летом 1931 года производство броневиков было прекращено. Суммарный выпуск БА-27 за 1928—1931 годы составил 215 бронеавтомобилей, включая опытный образец (разбронированный в 1930 году).
Бронеавтомобиль БА-27
В соответствии с «Системой танко-тракторного и автоброневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии», принятой РВС СССР 18 июля 1929 года на Ижорском заводе был разработан пушечный средний бронеавтомобиль конструкции Дыренкова на трёхосном шасси «Форд-Тимкен» с колёсной формулой 6?4 получивший наименование Д-13. Вооружение бронеавтомобиля было смешанным — пушечно-пулеметным, состоящим из пушки и двух пулеметов. В левом лобовом листе башни была смонтирована 37-мм танковая пушка «Гочкис», а в правом — 7,62-мм пулемет ДТ. Второй такой же пулемет в шаровой установке был размещен справа в наклоненном лобовом листе корпуса. Этот же пулемет при необходимости мог быть установлен в одной из бортовых шаровых опор. Над верхним люком, находившимся в кормовой части крыши корпуса за башней, устанавливалась турель с пулеметом «максим», предназначавшимся для стрельбы по воздушным целям.
Летом 1931 года опытно-конструкторское и испытательное бюро УMM РККА под руководством Дыренкова переехало в Москву, на территорию Московского железнодорожного ремонтного завода («Можерез») в Люблино. Выпуск первой партии Д-13 планировалось начать именно здесь. Однако оказалось, что бронекорпус машины мало приспособлен для серийного производства. После переработки проекта с большим трудом на крекинго-электровозостроительном заводе в подмосковном Подольске было выпущено 12 машин, после этого выпуск броневиков Д-13 прекратился.
Бронеавтомобиль Д-13
В это же время КБ Ижорского завода под руководством инженера А. Д. Кузьмина разрабатывало другой бронеавтомобиль на базе шасси «Форд-Тимкен». К созданию своей конструкции они подошли весьма практически — ходовая часть «Форд-Тимкен» осталась без изменений, а броневой корпус и башня имели предельно простые формы, за что броневик получил сатирическое прозвище «собачий ящик». К зиме 1931 года был построен опытный экземпляр с корпусом из неброневой стали толщиной 4—8 мм. Вскоре машину осмотрели военные и остались ей недовольны. В итоге ижорцам было предложено доработать свой броневик, а пока что для производства был выбран бронеавтомобиль Д-13 конструкции Дыренкова.
К началу 1932 года КБ Ижорского завода полностью переработало проект броневика. В частности, был разработан характерный «ступенчатый» бронекорпус, ставший отличительной особенностью всех последующих бронеавтомобилей семейства. Была разработана башня оригинальной конструкции, некоторым переработкам подверглась ходовая часть. Новый образец бронеавтомобиля, получившего обозначение БА-И — «Бронеавтомобиль Ижорский», — был изготовлен в начале 1932 года. После двухнедельной предварительной «обкатки» на заводе её продемонстрировали военным, которые на этот раз были значительно более благосклонны. Было принято решение о развёртывании серийного производства БА-И, поскольку остальные «кандидаты» к тому моменту уже отпали — бронемашина Д-13 оказалась перетяжелена и, самое главное, слишком сложна и дорога в производстве, а броневик ФВВ, созданный «тюремным КБ» АТТБ ЭКУ ОГПУ, так и не вышел из стадии чертежей.
Первоначально предполагалось, что БА-И будут производиться на их «родном» Ижорском заводе, однако вскоре выяснилось, что завод не сможет справиться с этой задачей ввиду своей большой загруженности другими заказами. Производство поручили Выксунскому заводу дробильно-размольного оборудования (ДРО, город Выкса Горьковской области). Предполагалось, что до конца 1933 года завод сможет дать армии 320 броневиков БА-И, а в течение следующего года — уже 2500 бронемашин разных типов. В реальности же из-за нехватки оборудования, производственных площадей и рабочих, до конца года завод с огромным трудом изготовил лишь 90 машин. Ещё 19 БА-И Выкса собрала в начале 1934 года. К тому времени выявилось много недостатков, в основном в области вооружения и выпуск броневиков был прекращен. Таким образом, всего было изготовлено 109 экземпляров бронеавтомобиля БА-И.
Бронеавтомобиль БА-И на военном параде в Москве. Красная площадь, 7 ноября 1934 года
В 1934 году конструкторским бюро Ижорского завода на базе модели БА-И был разработан бронеавтомобиль БА-3. Корпус БА-И при этом изменился незначительно, а главным отличием новой машины стала башня с вооружением. На БА-3 установили башню от танка Т-26 со штатной спаренной установкой вооружения, 45-мм пушкой 20К и пулемётом ДТ-29, но с уменьшенной до 8 мм толщиной брони. Для увеличения проходимости впервые в советском бронеавтомобилестроении были разработаны вездеходные гусеницы, которые надевались на задние скаты БА-3. Производство бронированных автомобилей было налажено на Ижорском заводе и Выксунском заводе дробильно-размольного оборудования, которые в 1934—1935 годах изготовили в общей сложности 180 бронемашин этого типа.
Средний бронеавтомобиль БА-3. 1934 год
К 1935 году на ГАЗе был освоен выпуск советского трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, на базе которого Ижорский завод в сжатые сроки разработал новый бронеавтомобиль БА-6. Эта машина принципиально не отличалась от своей предшественницы БА-3. Основное вооружение бронемашины БА 6, состояло из 45 мм пушки 20К образца 1932 года и спаренного с ней 7,62 мм пулемета ДТ, установленных в цилиндрической башне кругового вращения аналогичной по конструкции башне танка Т 26.
Средний бронеавтомобиль БА-6. 1935 год. Жалюзи для охлаждения двигателя в открытом положении, на крыльях задних колёс уложены вездеходные цепи «Оверолл»
В 1936 г. появился модернизированный броневик БА-6М, отличавшийся от базового бронеавтомобиля башней в виде усеченного конуса, увеличенной до 10 мм толщиной брони, наличием радиостанции 71-ТК-1 и 36,8-киловаттным (50 л.с.) двигателем ГАЗ-М1. В ощей сложности, за годы производства (1936—1938), Ижорский завод изготовил 386 бронеавтомобилей.
Средний бронеавтомобиль БА-6М. 1936 год
На момент создания и в начальный период второй мировой воины бронеавтомобили БА 3 и БА 6 имели наиболее мощное вооружение в мире среди боевых машин своего класса.
В 1936 году был разработан бронеавтомобиль БА-9, представлявший собой модернизацию бронемашины БА-6М облегченного варианта, вооружённой 12,7-мм пулемётом ДК в башне и 7,62-мм пулемётом ДТ в лобовой части корпуса. В конце 1936 года поступило распоряжение начать серийный выпуск БА-9 и в следующем году изготовить не менее 100 единиц, однако сделать столько же пулеметов ДК было невозможно и дело ограничилось двумя опытными экземплярами.
Бронеавтомобиль БА-9. 1936 год
В 1938 году в конструкторском бюро Ижорского завода на реконструированном шасси грузовика ГАЗ-ААА был разработан бронеавтомобиль БА-10, который представлял собой модернизированный вариант бронеавтомобиля БА-3. Для повышения проходимости в комплект оборудования БА-10 входили быстросъёмные гусеничные цепи типа «Оверолл», надеваемые при необходимости на задние ведущие колёса. Кроме того, преодолевать неровности (бугры, насыпи) помогали два запасных колеса, установленных вертикально на вращающихся опорах. Корпус сваривался из броневых листов. Машина оборудовалась радиостанцией. Серийное производство БА-10 началось в 1938 году и продолжалось до сентября 1941 года, когда он был снят с производства из-за невысокой боевой эффективности. Всего было выпущено 3291 БА-10, что сделало его самым массовым советским бронеавтомобилем довоенной постройки и самым массовым советским средним бронеавтомобилем.
БА-10 образца 1938 года
В течение 1936—1937 годов на Московском автозаводе проектировалось специальное укороченное шасси ЗИС-6К с двигателем увеличенной мощности, и с дополнительным задним рулем. Был построен макетный образец машины. Положительные результаты этой работы позволили приступить зимой 1938 года к созданию нового тяжёлого бронеавтомобиля БА-11 (шасси — ЗИС-34). Одновременно на Ижорском заводе под руководством инженера А. Н. Баранова проектировался достаточно совершенный по тем временам бронекорпус.
К концу 1938 года на ЗИС-е были собраны экспериментальные шасси с макетными бронекорпусами, а через год Ижорский завод построил первые два бронеавтомобиля БА-11. После проведения испытаний Московский автозавод начал осваивать конвейерную сборку шасси ЗИС-34. В течение 1940—1941 годов было собрано 16 бронемашин. широко развернуть производство не удалось — Ижорский завод был отрезан блокадой Ленинграда. В начале войны делалась попытка выпуска БА-11 на Подольском заводе имени Баранова.
Тяжелый бронеавтомобиль БА-11 во время испытаний на НИБТПолигоне
В 1932 году техническим отделением ЭКО ОГПУ ПВО совместно с КБ Ижорского завода под руководством Н.Я.Обухова был разработан проект плавающего броневика с пушечно-пулеметным вооружением. Опытный образец машины, получившей название БАД-2, в том же году изготовили на заводе «Большевик», броневой корпус и башня были изготовлены на Ижорском заводе.
Несущий корпус бронеавтомобиля имел заостренный нос с остроскулыми обводами. Он был сварен из 6-мм броневых листов. В лобовом листе корпуса справа от водителя располагался пулемет ДТ в шаровой установке. Остальное вооружение размещалось в двух башнях, установленных вдоль оси корпуса в два яруса.
В передней конической башне, расположенной за отделением управления, размещалась 37-мм танковая пушка Б-3 (5К), созданная на основе немецкого орудия фирмы «Рейнметалл». Она имела сравнительно небольшой размер казенной части и небольшой откат. Боекомплект пушки состоял из 60 снарядов. Пушка позволяла вести огонь осколочными снарядами на дальность до 2000 м с боевой скорострельностью 12—15 выстр./мин. Наведение орудия по вертикали производилось с помощью плечевого упора. Начальная скорость осколочных снарядов составляла 710 м/с, бронебойных — 700 м/с. Масса бронебойного снаряда — 0,66 кг. Бронепробиваемость на дистанции 1500 м — 13 мм при угле встречи 0°.
В цилиндрической кормовой башне, установленной несколько ниже на уступе корпуса, был смонтирован пулемет ДТ, имевший сектор обстрела в пределах 300°. Боекомплект пулеметов состоял из 3000 патронов.
В ходовой части, силовой установке и трансмиссии БАД-2 использовались агрегаты трехосного грузового автомоби¬ля «Форд-Тимкен». Машина имела колесную формулу 6×4. На колеса задних ведущих осей для повышения проходимости по мягким грунтам могли надеваться металлические гусеницы. Поскольку БАД-2 представлял собой бронеавтомобиль-дрезину, то для езды по рельсам обычные колеса заменялись железнодорожными скатами. Движение на плаву обеспечивал гребной винт, укрепленный на конце червяка передачи заднего моста, а маневрирование производилось путем поворота передних колес.
Двигатель мощностью 40 л.с. позволял боевой машине массой 4,6 т развивать скорость по шоссе до 60 км/ч, по грунтовой дороге с надетыми гусеничными цепями—до 50 км/ч, на рельсах — до 90 км/ч и на плаву — 6 км/ч.
Экипаж БАД-2 состоял из 4 человек. На машине устанавливалась радиостанция, а в качестве специального оборудования — два баллона для постановки дымовой завесы емкостью по 20 л каждый.
Броневик, внешне напоминавший бронекатер, поставленный на колеса, был показан на первомайском параде 1933 года в Ленинграде. В ходе демонстрации машина переплыла Неву, что произвело особенно сильное впечатление на зрителей. Несмотря на столь многообещающее начало, дальнейшие работы по БАД-2 прекратили. Военные потребовали усилить броню и вооружение, повысить надежность машины.
Плавающий бронеавтомобиль БАД-2. 1933 год
В 1933 году Ижорский завод получил заказ на изготовление трёх плавающих бронемашин, а в октябре начались ходовые испытания ПБ-4. Итоги испытаний были неоднозначны: на плаву бронеавтомобиль держался хорошо, но подвижность вне дорог оставляла желать лучшего. Но заинтересованность в новом плавающем автомобиле была высока, и в начале 1934 года был заключён договор на строительство 10 предсерийных бронемашин. В феврале были собраны первые три переработанные машины. После многократных испытаний и доработок УММ РККА всё же отказалось принимать готовые машины на вооружение. Всего было выпущено 6 машин в разных вариантах.
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4. 1934 год
Потерпев неудачу с ПБ-4, учитывая недостатки выявленные в ходе испытаний, осенью 1936 года в КБМ изготовили новый плавающий бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-AAA. Разработка новой машины, получившей обозначение ПБ-7, велась под руководством начальника КБМ Ильичева и главного конструктора Ижорского завода по спецпроизводству Драбкина. Согласно исходному проекту вооружение ПБ-7 должно было состоять из одного 7,62-мм пулемета ШКАС, предназначавшегося для установки на самолёты, но в скором времени планы изменились и авиационный пулемет заменили на сдвоенную установку ДТ того же калибра. Хотя на испытаниях ПБ-7 показал хорошие результаты (скорость по шоссе составила 45 кмч, на воде – 4,5 кмч), военные отдали предпочтение танкам, свернув все работы по плавающим бронеавтомобилям. Единственный образец ПБ-7, после ремонта проведенного на Ижорском заводе, передали в распоряжение Ленинградских бронетанковых курсов усовершенствования комсостава.
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-7. 1936 год
- Комментарии